Турист Екатерина (catys)
Екатерина
была 10 марта 11:53
Фотоальбом

Пражская Лорета

NIKON D3000
17 21

В Лорету нас занесло совершенно случайно - вообще-то мы собирались в Страгов монастырь... Но собираться не значит попасть - нет бы заранее свериться с расписанием работы! В общем, к тому времени, как мы неторопливо добрели до него - он уже закрылся. Конечно, если бы мы чуть более внимательно читали путеводитель, ничего из этого бы не случилось - ни "облома" со Страговым монастырем, ни "невключения" Лореты в наш план. Но... мы же в нее все-таки попали :) А Страгов монастырь... пусть остается на следующий раз!

Итак - что есть Лорета, мы не знали. И почему у нее такое "нечешское" название - тоже... Но подозрение, что тут будет интересно, появилось уже при входе - когда нас попросили заплатить по 140 крон за вход и еще 100 - за фото пермишн. И к счастью неподалеку оказался ларечек, в котором продавались путеводители - и мы наконец-то начали понимать, куда попали.

Пражская Лорета - это не просто исторический памятник в стиле барокко, а самое настоящее место паломничества, сравнимое по своему значению разве что только с чудотворной статуей Пражского младенца. Название - недаром оно показалось мне странным! - оказывается происходит от итальянского городка Лорето, в который в 1294 году была перенесена из Назарета Santa Casa - "Святая Хижина", домик Девы Марии, в котором она получила от Архангела Гавриила благую весть, и где она жила до смерти Христа. Вскоре домик стал местом паломничества, и над ним возвели базилику. Храм был разрушен в 1263 году по приказу султана Байбарса, но домик Девы Марии чудесным образом уцелел. И чтобы спасти его от дальнейшего разрушения - каменные стены домика были разобраны и перевезены сначала в Далмацию, а потом, в 1294 году - в городок Лорето близ Анконы. Перемещение хижины осуществляли представители греческого дворянского рода Ангели, близкие к византийскому императору - что, видимо, и послужило в дальнейшем возникновению легенды о том, что домик был перенесен ангелами - по крайней мере, так изображалось на старинных гравюрах и рисунках. Подлинность лоретанской Святой Хижины подтверждаются археолгическими работами, проведенными в Назарете и Лорето, а также документами из архивов Ватикана.

Перенос Святой Хижины на итальянскую землю, окруженный ореолом легенд, вызвал появление на свет культа Богородицы Лоретанской, который стал активно распространяться по средневековой Европе - и соответственно начали строиться копии Лорет, в точности повторяющие итальянскую Святую Хижину. Ведь считается, что посредством правдивости изображения внешней формы оригинала на копию переносится также его "sacrum" - благодать и освящение. В этом смысле Пражская Лорета представляет собой особенную ценность - так как это наиболее точнейшая копия итальянской Святой Хижины, увидеть которую сейчас, к сожалению, уже не представляется возможным - внутренее убранство ее было уничтожено пожаром в 1921 году, и сегодня оно заменено копиями.

Пражская Лорета была заложена 1626 году по инициативе богатой дворянки и истовой католички Бенины Катарины из Лобковиц. Архитектором был приглашен итальянец Джованни Батиста Орси - заказчица хотела максимально приблизиться к итальянскому оригиналу.

Лорета обращает на себя внимание сразу - пышным барочным фасадом
Лорета обращает на себя внимание сразу - пышным барочным фасадом
Комплекс имеет форму квадрата, в центре которого - Святая Хижина. Амбит - обходная галерея по периметру - украшена фресками и росписями XVII века.
Комплекс имеет форму квадрата, в центре которого - Святая Хижина. Амбит - обходная галерея по периметру - украшена фресками и росписями XVII века.
Росписи, правда, далеко не шедевральны сами по себе - плюс из-за того, что находятся они в открытой галерее - быстро разрушались, дописывались и исправлялись.
Росписи, правда, далеко не шедевральны сами по себе - плюс из-за того, что находятся они в открытой галерее - быстро разрушались, дописывались и исправлялись.
Кроме росписей в амбите обращают на себя внимание настенные картины - это так называемый "богородичный атлас" - коллекция из 36 копий чудотворных богородичных изображений. Картины, к сожалению, довольно плохой степени сохранности - на некоторых даже с трудом можно рассмотреть изображения.
Кроме росписей в амбите обращают на себя внимание настенные картины - это так называемый "богородичный атлас" - коллекция из 36 копий чудотворных богородичных изображений. Картины, к сожалению, довольно плохой степени сохранности - на некоторых даже с трудом можно рассмотреть изображения.
Также в амбите расположены часовни - одна из них, св. Франциска Серафинского, украшена картиной известного чешского художника Петра Брандла "Стигматизация св. Франциска" - она является одной из жемчужин Лореты
Также в амбите расположены часовни - одна из них, св. Франциска Серафинского, украшена картиной известного чешского художника Петра Брандла "Стигматизация св. Франциска" - она является одной из жемчужин Лореты
А вот эта часовня надолго повергла нас в ступор. Первая мысль, одновременно родившаяся в друх головах - "зачем надели платье на Христа???" Я, конечно, знаю, например, об испанской традиции "одевать" мадонн - но это явно что-то новенькое! Правда оказалась неожиданной - это женщина ))) А точнее, святая Вильгефортис, португальская (все-таки я была почти права, вспомнив об испанской традиции облачать святых в одежду!) мученица II века. Отец-язычник хотел выдать христианку Вильгефортис замуж за язычника - и как она ни пыталась умилостивить отца и избежать свадьбы, все было напрасно. И тогда в ночь перед свадьбой девушка долго молилась богу, прося сделать что-нибудь, чтоб жених от нее отказался.... и наутро у нее выросли усы и борода. Отец в бешенстве распял дочь.
А вот эта часовня надолго повергла нас в ступор. Первая мысль, одновременно родившаяся в друх головах - "зачем надели платье на Христа???" Я, конечно, знаю, например, об испанской традиции "одевать" мадонн - но это явно что-то новенькое! Правда оказалась неожиданной - это женщина ))) А точнее, святая Вильгефортис, португальская (все-таки я была почти права, вспомнив об испанской традиции облачать святых в одежду!) мученица II века. Отец-язычник хотел выдать христианку Вильгефортис замуж за язычника - и как она ни пыталась умилостивить отца и избежать свадьбы, все было напрасно. И тогда в ночь перед свадьбой девушка долго молилась богу, прося сделать что-нибудь, чтоб жених от нее отказался.... и наутро у нее выросли усы и борода. Отец в бешенстве распял дочь.
В центре комплекса - Святая Хижина
В центре комплекса - Святая Хижина
По обеим сторонам от Святой Хижины находятся два барочных фонтана - "Воскресение Господне" и "Взятие на небо Девы Марии" - правда, почему-то без воды.... может быть еще несезон?
По обеим сторонам от Святой Хижины находятся два барочных фонтана - "Воскресение Господне" и "Взятие на небо Девы Марии" - правда, почему-то без воды.... может быть еще несезон?
Интерьер Святой Хижины в точности скопирован с итальянского оригинала - помещение разделяет на две части решетчатая перегородка, за которой спрятана копия чудотворной статуи Богородицы Лоретанской.
Интерьер Святой Хижины в точности скопирован с итальянского оригинала - помещение разделяет на две части решетчатая перегородка, за которой спрятана копия чудотворной статуи Богородицы Лоретанской.
Правда, есть одно расхождение с итальянским оригиналом - это фрагменты фресок на стенах. Согласно легенде, фрески были разрушены землетрясением - все, кроме тех, что изображали Деву Марию. Им удалось чудесным образом остаться на стенах.
Правда, есть одно расхождение с итальянским оригиналом - это фрагменты фресок на стенах. Согласно легенде, фрески были разрушены землетрясением - все, кроме тех, что изображали Деву Марию. Им удалось чудесным образом остаться на стенах.
В восточном крыле амбита, сразу за Святой Хижиной, находится храм Рождества Господня - маленький, но чрезвычайно пышный и насыщенный деталями!
В восточном крыле амбита, сразу за Святой Хижиной, находится храм Рождества Господня - маленький, но чрезвычайно пышный и насыщенный деталями!
В главном алтаре расположена копия картины флорентийского художника эпохи Ренессанса Фра Филиппо Липпи "Поклонение Младенцу"
В главном алтаре расположена копия картины флорентийского художника эпохи Ренессанса Фра Филиппо Липпи "Поклонение Младенцу"
В боковом алтаре, перед картиной, изображающей мученичество св. Аполлонии - два страшноватого вида ангелочка непринужденно демонстрируют атрибуты мученичества святой - выбитые зубы. Честно говоря, стало как-то не по себе....
В боковом алтаре, перед картиной, изображающей мученичество св. Аполлонии - два страшноватого вида ангелочка непринужденно демонстрируют атрибуты мученичества святой - выбитые зубы. Честно говоря, стало как-то не по себе....
На втором этаже обходной галереи находится лоретанская сокровищница - богатая коллекция даров, преподнесенных паломниками и почитателями. Особенно впечатляют обильно усыпанные драгоценными камнями дарохранительницы - монстрации
На втором этаже обходной галереи находится лоретанская сокровищница - богатая коллекция даров, преподнесенных паломниками и почитателями. Особенно впечатляют обильно усыпанные драгоценными камнями дарохранительницы - монстрации
Абсолютный шедевр коллекции - это алмазная монстрация, также называемая "Пражское солнце". Стилизованный солнечный диск украшен просто чудовищным количеством алмазов - их тут 6 222 штуки!!!! Разумеется, оценить сей экспонат в денежном эквиваленте не представляется возможным - она в прямом смысле слова бесценна
Абсолютный шедевр коллекции - это алмазная монстрация, также называемая "Пражское солнце". Стилизованный солнечный диск украшен просто чудовищным количеством алмазов - их тут 6 222 штуки!!!! Разумеется, оценить сей экспонат в денежном эквиваленте не представляется возможным - она в прямом смысле слова бесценна

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому