Турист Екатерина (catys)
Екатерина
была 10 марта 11:53
Фотоальбом

Во-ле-Виконт. Красота в изгнании

Если я спрошу вас – знаете ли вы Версаль? Вы, скорее всего, посмотрите на меня как на идиотку. Конечно! Версаль знают все. А знаете ли вы Во-ле-Виконт? Тишина в зале… Во ле Виконт не знает почти никто. Ну разве что за исключением знатоков архитектуры и особенно въедливых ценителей. А ведь если бы не Во-ле-Виконт, если бы не Николя Фуке, одним из первых во Франции замысливший создание дворцового ансамбля, составляющего единое целое с окружающим парком, если бы не гений Андре ле Нотра, открытый им – не видать бы нам сейчас Версаля, как своих ушей… Впрочем, речь сейчас не о Версале – о нем и так много говорят – сейчас речь о Во ле Виконт, что недалеко от Парижа, послужившем прообразом всем известной королевской резиденции.

«Это владение я рассматривал как свою главную обитель, где мне хотелось оставить несколько знаков положения, в котором я тогда пребывал» - эти слова Николя Фуке написал уже будучи узником замка Пиньероль – и бытует распространенное мнение, что именно эта резиденция, Во ле Виконт, своим блеском и красотой затмившая все, что существовало на тот момент, и послужила причиной низложения Фуке и его последующего пожизненного заточения. Скорее всего, все было все-таки далеко не так просто и однозначно.

Николя Фуке был назначен на должность суперинтенданта финансов кардиналом Мазарини в 1653 году. Мазарини – хотя кого это сейчас удивит – был товарищем, весьма нечистым на руку, и помимо вопроса наполнения государственной казны (а именно этим и должен был заняться новый суперинтендант) его очень и очень волновал вопрос наполнения его собственной казны. Разумеется, в этом процессе принимали участия все – и Фуке, и главный управляющий кардинала Кольбер. Именно благодаря Кольберу в народ (и что немаловажно – не только в народ, но еще и в уши королю Людовику XIV) пойдет байка о неслыханных махинациях Фуке. А что делать – в придворных интригах каждый сам за себя, тем более что после смерти Мазарини ситуация обострилась до предела – оба, и Фуке и Кольбер, претендовали на освободившееся место премьер-министра. А Кольберу, как вы понимаете, тоже было чего опасаться – мутные волны политической борьбы запросто могли вынести на свет божий и подробности его личного обогащения на службе у покойного кардинала Мазарини. Один из участников этого триумвирата был уже покойником – и второго следовало отправить туда же любой ценой. Тем более что молодой Людовик был склонен поддаться на пропаганду Кольбера – если свалить все на Фуке, то таким образом имя Мазарини, его крестного отца и доверенного лица его матери, Анны Австрийской, останется вне подозрений, а это, согласитесь, тоже немаловажно… Сор из монаршей избы выносить совершенно ни к чему.

Николя Фуке не успел насладиться только что отстроенной для себя роскошной резиденцией – еще не во всех помещениях были закончены отделочные работы, когда 17 августа 1661 года в Во-ле-Виконт дается роскошный прием по случаю визита короля. Сегодня мы можем очень хорошо представить себе, как это могло бы быть – в Во снимался замечательный французский фильм «Ватель» с Жераром Депардье в главной роли, и несмотря на то, что повествует он о событиях, произошедших десятью годами позже – в фильме присутствует прямая отсылка к Николя Фуке как к бывшему хозяину Вателя, уже десять лет томящемуся в замке Пиньероль. «17 августа в 6 часов вечера Фуке был королем Франции; в два часа пополуночи он превратился в ничто» - эта знаменитая фраза Вольтера о произошедшем, возможно, чересчур театральна и драматична, потому что последний акт этой трагедии произошел не там и не тогда – 5 сентября в Нанте капитан мушкетеров по имени д`Артаньян (дорогой Александр Дюма, что бы мы без тебя делали!) по приказу Людовика XIV арестует Фуке. Процесс затянется на три года и будет иметь совершенно явную политическую окраску – подсудимого лишают помощи адвоката, на судей оказывается давление и те судьи, которые в конечном итоге не идут на сделку с совестью и приговаривают Фуке к изгнанию за пределы государства (король же настаивал на смертной казни), сами лишаются своих постов и отправляются в ссылку. Как там он потом любил говорить, «государство – это я»? Да, как-то так… В результате был достигнут компромисс в виде пожизненного заключения, и король радостно принялся реквизировать сокровища Фуке из его поместья в Во. Сам дворец же долгое время простоял опечатанным, и был возвращен супруге Николя Фуке только 12 лет спустя. Несчастная женщина, которой ко всему прочему еще и запретили свидания с мужем, изо всех сил пыталась сохранить его любимое детище, Во-ле-Виконт. Слава богу, она не знала, какие еще испытания выпадут на долю поместья.

И вот в конце длинной подъездной аллеи перед нами - шато Во-ле-Виконт, роковой участник описанных выше событий, образец для подражания для многих последующих поколений архитекторов и ландшафтных дизайнеров.
И вот в конце длинной подъездной аллеи перед нами - шато Во-ле-Виконт, роковой участник описанных выше событий, образец для подражания для многих последующих поколений архитекторов и ландшафтных дизайнеров.
Он не поражает ни своими размерами, ни показной роскошью, как Версаль - он приковывает внимание совершенно другим. Гармоничностью, легкостью и изящностью пропорций - ведь не просто так же Во-ле-Виконт причислили к эталонам...
Он не поражает ни своими размерами, ни показной роскошью, как Версаль - он приковывает внимание совершенно другим. Гармоничностью, легкостью и изящностью пропорций - ведь не просто так же Во-ле-Виконт причислили к эталонам...
По традиции средневековой замковой архитектуры, дворец построен на искусственном острове и окружен со всех сторон водой.
По традиции средневековой замковой архитектуры, дворец построен на искусственном острове и окружен со всех сторон водой.
Грубая кладка цоколя из потемневших от воды и времени гранитных блоков создает интересный контраст со словно бы вырастающими из нее стенами дворца из светло-бежевого песчаника.
Грубая кладка цоколя из потемневших от воды и времени гранитных блоков создает интересный контраст со словно бы вырастающими из нее стенами дворца из светло-бежевого песчаника.
Сегодня поместье находится в частной собственности и принадлежит семье де Вогюэ - наследникам семьи Соммье, которые приобрели его в 1875 году. Но это самый конец драматичной истории поместья. Во-ле-Виконт много раз менял имя и владельцев. В 1705 году вдова Николя Фуке продала его маршалу де Виллару. Он и его молодая жена любили поместье, теперь уже именовавшееся Во-ле-Виллар, и старательно ухаживали за ним.
Сегодня поместье находится в частной собственности и принадлежит семье де Вогюэ - наследникам семьи Соммье, которые приобрели его в 1875 году. Но это самый конец драматичной истории поместья. Во-ле-Виконт много раз менял имя и владельцев. В 1705 году вдова Николя Фуке продала его маршалу де Виллару. Он и его молодая жена любили поместье, теперь уже именовавшееся Во-ле-Виллар, и старательно ухаживали за ним.
Но после смерти маршала де Виллара его единственный сын забросил поместье, а потом и вовсе продал его Сезару Габриэлю де Шуазель, герцогу де Прален. На некоторое время шато Во, в очередной раз переименованный, теперь в Во-ле-Прален, посчастливилось оказаться во владении у людей просвещенных и щедрых, герцог и герцогиня де Прален очень заботились о поместье и его окрестностях, что и помогло Во избежать гнева народных масс, когда грянула Великая Французская революция. Но все-таки герцог и герцогиня де Прален получили приказ освободить поместье - Конвент вознамерился снести памятник буржуазной архитектуры. Пралены только успели снять с потолков плафоны с росписями Шарля Лебрена и передать их в дар народу
Но после смерти маршала де Виллара его единственный сын забросил поместье, а потом и вовсе продал его Сезару Габриэлю де Шуазель, герцогу де Прален. На некоторое время шато Во, в очередной раз переименованный, теперь в Во-ле-Прален, посчастливилось оказаться во владении у людей просвещенных и щедрых, герцог и герцогиня де Прален очень заботились о поместье и его окрестностях, что и помогло Во избежать гнева народных масс, когда грянула Великая Французская революция. Но все-таки герцог и герцогиня де Прален получили приказ освободить поместье - Конвент вознамерился снести памятник буржуазной архитектуры. Пралены только успели снять с потолков плафоны с росписями Шарля Лебрена и передать их в дар народу
Но все-таки есть Бог на небесах - уж не знаю, что случилось, но специальная комиссия Конвента все-таки решила Во не сносить. К тому времени революция уже начала активно пожирать своих собственных детей, и им стало не до поместья
Но все-таки есть Бог на небесах - уж не знаю, что случилось, но специальная комиссия Конвента все-таки решила Во не сносить. К тому времени революция уже начала активно пожирать своих собственных детей, и им стало не до поместья
Поместье по-прежнему оставалось в собственности семьи де Прален - но последующие поколения уже были далеко не так щедры и внимательны к нему
Поместье по-прежнему оставалось в собственности семьи де Прален - но последующие поколения уже были далеко не так щедры и внимательны к нему
Шедевр Ле Нотра - уникальный парк с клумбами, фонтанами и водоемами, полностью исчез. Заброшенный и неухоженный, он впоследствии вообще был распахан под огороды
Шедевр Ле Нотра - уникальный парк с клумбами, фонтанами и водоемами, полностью исчез. Заброшенный и неухоженный, он впоследствии вообще был распахан под огороды
Поместье стремительно ветшает и разрушается, и вот один из наследников решает его продать - причем за совершенно символическую сумму, потому что для перекупщиков Во совершенно не представляет никакого художественно-исторического интереса, это всего лишь полуразрушенное поместье, и они не скрывают своих намерений его снести
Поместье стремительно ветшает и разрушается, и вот один из наследников решает его продать - причем за совершенно символическую сумму, потому что для перекупщиков Во совершенно не представляет никакого художественно-исторического интереса, это всего лишь полуразрушенное поместье, и они не скрывают своих намерений его снести
И вот поместье выставлено на торги. Казалось бы, катастрофа неминуема - но именно в этот момент случается чудо. Единственный человек, заинтересовавшийся Во - Альфред Соммье. Его семья собственноручно построила под Парижем сахарорафинадный завод, благодаря чему и разбогатела. Альфред получил хорошее образование и вообще считался в парижских кругах человеком весьма одаренным. Соммье посетил Во, влюбился в поместье и решил во что бы то ни стало вернуть ему прежнее великолепие
И вот поместье выставлено на торги. Казалось бы, катастрофа неминуема - но именно в этот момент случается чудо. Единственный человек, заинтересовавшийся Во - Альфред Соммье. Его семья собственноручно построила под Парижем сахарорафинадный завод, благодаря чему и разбогатела. Альфред получил хорошее образование и вообще считался в парижских кругах человеком весьма одаренным. Соммье посетил Во, влюбился в поместье и решил во что бы то ни стало вернуть ему прежнее великолепие
Первым делом он вернул поместью его историческое название - и Во-ле-Виконт снова стал Во-Ле-Виконтом
Первым делом он вернул поместью его историческое название - и Во-ле-Виконт снова стал Во-Ле-Виконтом
Затем начались масштабные восстановительные работы в парке и во дворце
Затем начались масштабные восстановительные работы в парке и во дворце
Дело своего отца продолжил сын Альфреда Эдм Соммье, доведя до совершенства задуманный Ле Нотром парк, а также он приобрел для поместья уникальные предметы мебели для восстановления интерьеров XVII века
Дело своего отца продолжил сын Альфреда Эдм Соммье, доведя до совершенства задуманный Ле Нотром парк, а также он приобрел для поместья уникальные предметы мебели для восстановления интерьеров XVII века
В настоящий момент поместье находится в собственности наследников Соммье семьи де Вогюэ, и с 1968 года оно открыто для посещений
В настоящий момент поместье находится в собственности наследников Соммье семьи де Вогюэ, и с 1968 года оно открыто для посещений
Очень хорошо известно, что во Франции легко приобрести историческое поместье - но крайне нелегко его содержать, и на примере Во-ле-Виконт в этом легко убедиться. Состояние скульптур и гротов оставляет желать лучшего, это видно невооруженным взглядом даже на фотографиях - у некоторых из них даже поставлены урны для пожертвований "на реставрацию". Все-таки нелегкое это дело - сохранение исторического наследия...
Очень хорошо известно, что во Франции легко приобрести историческое поместье - но крайне нелегко его содержать, и на примере Во-ле-Виконт в этом легко убедиться. Состояние скульптур и гротов оставляет желать лучшего, это видно невооруженным взглядом даже на фотографиях - у некоторых из них даже поставлены урны для пожертвований "на реставрацию". Все-таки нелегкое это дело - сохранение исторического наследия...
Правда интерьеры, благодаря стараниям старших Соммье, великолепны. На фото кабинет Николя Фуке - разумеется, такой, каким его видел Альфред Соммье. Оригинальные предметы меблировки и декора, как вы помните, были вывезены завистливым королем-солнце...
Правда интерьеры, благодаря стараниям старших Соммье, великолепны. На фото кабинет Николя Фуке - разумеется, такой, каким его видел Альфред Соммье. Оригинальные предметы меблировки и декора, как вы помните, были вывезены завистливым королем-солнце...
Кабинет мадам Фуке. Предполагается, что изначально стены кабинета были сплошь инкрустированы маленькими зеркалами - от этого, разумеется, ничего не осталось
Кабинет мадам Фуке. Предполагается, что изначально стены кабинета были сплошь инкрустированы маленькими зеркалами - от этого, разумеется, ничего не осталось
Это помещение, ныне носящее название спальни Людовика XV - часть некогда огромной и роскошной спальни мадам Фуке.
Это помещение, ныне носящее название спальни Людовика XV - часть некогда огромной и роскошной спальни мадам Фуке.
Соммье приобрели для поместья множество ценнейших предметов мебели - в частности вот такие столики-бюро, называющиеся "мазарин", работы знаменитейшего мастера-мебельщика Шарля Буля. Те, кто был в нашем Эрмитаже, в залах французского искусства, конечно же помнят их - коллекция французских бюро и комодов по праву относится к одному из шедевров собрания
Соммье приобрели для поместья множество ценнейших предметов мебели - в частности вот такие столики-бюро, называющиеся "мазарин", работы знаменитейшего мастера-мебельщика Шарля Буля. Те, кто был в нашем Эрмитаже, в залах французского искусства, конечно же помнят их - коллекция французских бюро и комодов по праву относится к одному из шедевров собрания
Одна из самых роскошных и вместе с тем уютных комнат дворца - кабинет игр. На самом деле интерьеры Во вообще не производят ощущения помпезности, тут как-то по-домашнему мило и уютно - наверное, за это нужно сказать спасибо Альфреду и Эдму Соммье, которые с любовью восстанавливали и создавали заново интерьеры Во
Одна из самых роскошных и вместе с тем уютных комнат дворца - кабинет игр. На самом деле интерьеры Во вообще не производят ощущения помпезности, тут как-то по-домашнему мило и уютно - наверное, за это нужно сказать спасибо Альфреду и Эдму Соммье, которые с любовью восстанавливали и создавали заново интерьеры Во
Гераклова прихожая - салон в итальянском стиле, потолок которого укарашет роспись Шарля Лебрена, а стены - коллекция картин итальянских и французских матеров XVII века
Гераклова прихожая - салон в итальянском стиле, потолок которого укарашет роспись Шарля Лебрена, а стены - коллекция картин итальянских и французских матеров XVII века
Помещение, которое очень хочется назвать библиотекой - на самом деле королевская прихожая. Библиотечные шкафы появились тут благодаря герцогу Пралену в конце XVIII века. Позади письменного стола из черного дерева - одной из самых известных работ Шарля Буля - висит королевская портьера, вытканная на мануфактуре Гобеленов
Помещение, которое очень хочется назвать библиотекой - на самом деле королевская прихожая. Библиотечные шкафы появились тут благодаря герцогу Пралену в конце XVIII века. Позади письменного стола из черного дерева - одной из самых известных работ Шарля Буля - висит королевская портьера, вытканная на мануфактуре Гобеленов
В ванной комнате собраны туалетные принадлежности XVIII века
В ванной комнате собраны туалетные принадлежности XVIII века
Большой салон, занимающий всю центральную часть дворца, во времена Фуке был лишен окон и дверей и открывал роскошную перспективу в сторону парка. Отделка салона еще не была завершена на момент проведения приема в честь которя и последовавших за ним трагических событий - неизвестно, как планировали Лебрен и Лево декорировать стены, но никто не решился продолжить за них их труд. Стены большого салона так и остались незавершенными.
Большой салон, занимающий всю центральную часть дворца, во времена Фуке был лишен окон и дверей и открывал роскошную перспективу в сторону парка. Отделка салона еще не была завершена на момент проведения приема в честь которя и последовавших за ним трагических событий - неизвестно, как планировали Лебрен и Лево декорировать стены, но никто не решился продолжить за них их труд. Стены большого салона так и остались незавершенными.
Лебрен также не успел написать фреску, которая должна была украсить купол - и повторять за ним эту работу опять же никто не решился, хотя на этот раз уже существовал эскиз. В 1840 году в куполе нарисовали небосвод с парящим орлом.
Лебрен также не успел написать фреску, которая должна была украсить купол - и повторять за ним эту работу опять же никто не решился, хотя на этот раз уже существовал эскиз. В 1840 году в куполе нарисовали небосвод с парящим орлом.
Единственное, что добавил салону Альфред Соммье - это двенадцать бюстов древнеримских императоров из итальянской коллекции принца Наполеона. Если честно, я была удивлена, увидев их тут... не знаю, какой логикой руководствовался Соммье. Но как бы то ни было - этот человек проделал просто колоссальную работу для того, чтоб вернуть миру один из его несомненных шедевров. И я очень надеюсь, что его потомки достойно справятся с таким непростым наследством
Единственное, что добавил салону Альфред Соммье - это двенадцать бюстов древнеримских императоров из итальянской коллекции принца Наполеона. Если честно, я была удивлена, увидев их тут... не знаю, какой логикой руководствовался Соммье. Но как бы то ни было - этот человек проделал просто колоссальную работу для того, чтоб вернуть миру один из его несомненных шедевров. И я очень надеюсь, что его потомки достойно справятся с таким непростым наследством

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому